Можно ли доверять тестам шин?
Большинство водителей, выбирая новый комплект автопокрышек, ориентируются на бренд, безоговорочно доверяя всевозможным тестам, которые производитель размещает на страницах печатных изданий и интернет-сайтах. При этом очень часто можно встретить удивлённые отзывы автолюбителей, недоумевающих, каким образом старая резина малоизвестной компании демонстрирует лучшие ходовые качества, по сравнению с новенькими (и дорогими!) покрышками легендарной марки, которые, по заверению авторитетных специалистов, являются победителем тестирования этого года. Ответ прост и банален. Любой тест авторезины – мероприятие субъективное. А его основной целью, за редким исключением, является продвижение товара на рынке. Иными словами, реклама – ни больше, ни меньше.
Степень независимости «независимых» тестов
Конечно, профильную прессу, содержащую, в том числе результаты различных испытаний шин, читать можно и нужно, однако слепо доверять подобным публикациям не стоит. Решение о приобретении нового комплекта резины лучше принимать трезво и взвешенно. Задумайтесь на минутку над тем, почему шины, являющиеся лидерами продаж в конкретном регионе и имеющие миллионы восторженных отзывов, не входят по итогам тестов в ТОП-10 лучших в своем сегменте? Во всяком случае, в первый год присутствия на рынке, появляясь в рейтингах автоизданий на втором или третьем году существования. Почему происходит именно так?
Условия диктует заказчик
Причин субъективности тестирования автомобильных покрышек множество. И главной из них является подбор резины для сравнения характеристик. Очевидно, что репрезентативность подобного подбора минимальна, поскольку сравнивают обычно не более двух десятков комплектов (а зачастую и меньше) в то время, как на рынке представлено более двух сотен моделей аналогичного класса. Более того, при сравнении автопокрышек эксперты вводят свою линейку параметров, каждому из которых они же присваивают определённый вес, посредством чего в итоге выводится конечная оценка. Естественно, что данная методика тестирования весьма удобна и привлекательна для заказчика, поскольку в любой момент может быть пересмотрена или же скорректирована в нужном ему направлении.
Исходя из всего вышесказанного, становится понятно, что даже при максимальной прозрачности тестирования и абсолютной достоверности опубликованных результатов субъективные предпочтения заказчика данного конкретного испытания или же автора статьи всегда будут иметь место. И лишь от авторитетности издания, публикующего результаты теста, зависит степень этого влияния. В итоге мы приходим к выводу, что ценность тестов автомобильных покрышек любого производителя, сделанных на его деньги или по его заказу – очень сомнительна. Особенно если данный спонсор (реальный заказчик) нигде не упомянут, ведь вся процедура сравнения шин такого масштаба стоит довольно дорого.
Так за что платят, и кто же «заказывает музыку»?
Впрочем, отметим, что речь всё же идёт не о банальном передёргивании и подтасовке результатов тестирования, или их подгонке под конкретную модель автошины (хотя и этого исключать нельзя), а скорее о вкусах и предпочтениях самих исполнителей и организаторов теста. Кроме того, всегда нужно делать скидку на условия эксплуатации транспортного средства, которые для вас могут быть вовсе не актуальными.
Степень независимости «независимых» тестов
Наиболее популярным и широко известным организатором независимых тестов автомобильной резины является автоклуб ADAC (Германия). Результаты, полученные и опубликованные специалистами данной организации, можно считать объективными, но всё же с небольшой натяжкой, и лишь для европейских стран. Поясним последний аспект. Дороги Западной Европы существенно отличаются от таковых в России, да и на всём постсоветском пространстве. Кроме того, менталитет славянских водителей просто не приемлет общепринятый «европейский» стиль вождения. Именно по этим причинам сравнительные критерии подобных тестов, а также их вес в общей оценке не всегда отражают реалии среднестатистического отечественного автомобилиста.
В качестве наглядного примера приведем тест ADAC. В испытаниях принимали участие 18 зимних комплектов покрышек, однако среди них не оказалось ни одной шипованной модели, а также ни одной шины с протектором скандинавского типа. Вся тестируемая резина была создана под «европейскую зиму», и предназначалась для скоростной езды. Отметим также, что старт, торможение и устойчивость, будучи главными критериями поведения покрышки на снегу, в данном тестировании в сумме получили всего 25 процентов от общей оценки. Не странно ли? И какую полезную информацию несут полученные результаты? Особенно для человека, расчищающего по утрам снег лопатой.
Ради справедливости следует сказать, что тесты авторезины, сделанные на заказ или произведённые российскими специализированными изданиями, также не стоит принимать как истину в последней инстанции. Они, как и их зарубежные коллеги, довольно часто грешат субъективизмом в угоду определённых брендов.
В завершение, порекомендуем воспринимать тесты автошин лишь как источник дополнительной информации, а не как серьёзный аргумент в пользу приобретения тех или иных покрышек для своего железного коня, ведь эти испытания, по большей части лишь маркетинговый ход.